Соревнования по фигурному пилотажу и соревнования в классе AMA и F3C.
Женя закрепи это в этой ветке. буду дополнять
Эта статья о фигурном пилотаже, так же известных как FAI полеты. Цель этой статьи - показать, что из себя представляют прецизионные полеты на вертолете. Вы узнаете, на какие групы делятся фигуры, как проводятся соревнования, а так же найдете ответы на основные вопросы новичков.
Что такое прецизионное пилотирование?
Прежде чем был изобретен и стал популярным 3D полет, вертолетные соревнования были нацелены на точность маневрирования над опорными точками на земле и на аккуратность маневров внутри воображаемого в воздухе параллелепипеда. По нынешним меркам маневры того времени состояли из простых элементов, поскольку техника была ограничена в возможностях. В большинстве случаев пилоты пользовались самолетной аппаратурой, самолетными двигателями и обходились без гироскопов. По мере совершенствования техники и электроники фигуры становились сложнее, что бы отвечать современным требованиям. Современный фигурный пилотаж включают в себя точные полеты над опорными точками (конусами или флагами) и маневрами на высоте, симметричными относительно центра площадки и скорректированными относительно ветра. Эти маневры включают петли, бочки, развороты, перевороты на месте и в движении, кубинские восьмерки и множество других фигур и их комбинаций. Фигурное пилотирование так же включает скоростные маневры с длительными подъемами и горизонтальными перемещениями между фигурами. Хотя по регламенту за грацию очки не назначаются, размеренные полеты обычно оцениваются выше. Резкие, суетливые движения между маневрами или маневры, выполненные в спешке, обычно получают низкие оценки.
В современных соревнованиях по точному пилотированию выделены 4 класса маневров, так же известные как программы. В США первые три класса регулируются правилами организации AMA. Четвертый - международный класс, программа которого называется F3C и разработана Fédération Aéronautique Internationale или FAI. Сложность маневров растет по мере продвижения из класса в класс. Все маневры на висение, которые в настоящий момент присутствуют в программе, выполняются в вертикальной плоскости. Другими словами вертолет никогда не удаляется от пилота и не двигается на него, он подобен кисти, которая движется по холсту. Маневры на висение располагаются над центральной точкой и двумя флагами слева и справа, удаленными от центра на 5 метров. Сегменты маневров находятся между центральной точкой и боковыми флагами. Маневры висения в сегментах могут быть горизонтальные, вертикальные, диагональные и дугообразные. Аэробатические маневры на высоте обычно выполняются симметрично перед пилотом в воображаемой в воздухе коробке. Развороты между маневрами не оцениваются и пилот сам выбирает способ разворота. Взлеты и посадки оцениваются за исключением финальной посадки в 1-ом классе. Классы фигур AMA 1-3 были разработаны для того, что бы помочь пилоту плавно перейти к маневрам FAI F3C. Разбивка по классам позволяет пилотам с разным уровнем подготовки соревноваться с другими пилотами своего уровня. По мере накопления опыта и мастерства пилоты двигаются из класса в класс пока не достигнут уровня F3C.
Первый класс AMA в основном состоит из маневров висения хвостом к себе, сочетаемых с простыми элементами аэробатики. Некоторые маневры так же включают висение боком к пилоту и пируэты на 90 и 180 градусов, но полностью исключают висение носом к пилоту. Пилоты, умеющие выполнять бочки, развороты на горке и умеющие висеть не выходя за радиус 1 метра будут комфортно выполнять большинство маневров первого класса.
Второй класс AMA технически сложнее, преимущественно состоит из висения боком к пилоту и включает больше пируэтов на 90 и 180 градусов. Летные маневры несколько сложнее, с вертикальными сегментами и более сложными разворотами на горке. Пилоты, умеющие выполнять несколько бочек и петель подряд, летать вертикальные линии и делающие развороты на горке на 540 градусов будут комфортно чувствовать себя во втором классе. Так же необходимо уметь висеть не выходя за радиус полуметра. Третий класс AMA - высший класс спортсменов, состоит преимущественно из маневров висения боком включая взлеты и посадки. Маневры висения по большей части состоят из движений хвостом вперед, разделенных пируэтами на 180 и 360 градусов в точках остановки. Летные маневры состоят из многих компонент с продолжительными инвертными сегментами. Сегменты могут быть горизонтальные, вертикальные или диагональные. Используется множественные пируэтов и разворотов на горке. Недавно в этот класс были добавлены перевороты в движении - кувырки. В этом классе пилоты должны уметь удерживать вертолет в висении в радиусе 30см относительно опорной точки. Так же необходимо уметь выполнять множественные перевороты и бочки и уверенно управлять моделью в инвертном полете.
FAI F3C это высший класс прецизионного управления вертолетом. Пилоты F3C во всем мире используют единую программу полетов которая выбирается голосованием и распространяется через FAI. Вполне логично, что маневры сложны, состоят из множества компонент. Маневры висения включают в себя пируэты в движении, во время подъемов и спусков, боковые перемещения носом к пилоту и всевозможные комбинации. Летные маневры состоят из продолжительных инвертных пролетов и маневров, кувырков и многократных разворотов на горке. Пилотам, претендующим на звание чемпиона мира необходимо уметь летать две программы с общим количеством маневров равным 22. Пилотам в этом классе необходимо владеть всеми ориентациями полета и уметь удерживать вертолет в висении в радиусе 15см по вертикали и горизонтали.
Что происходит на соревнованиях?
Обычно соревнования по фигурному пилотажу занимают два дня. Иногда добавляют еще один день перед соревнованиями для настроек и тренировок. Непосредственно перед началом руководитель соревнований (РС) и/или добровольцы размечают площадку для висения как указано в правилах AMA и FAI. Площадка состоит из центрального посадочного круга радиусом 1м, полосы шириной 2 метра, где стоит пилот и двух флагов на расстоянии 5м от цетра площадки. В 15 метрах от посадочного круга устанавливают места для судей. Правилами требуются от 3 до 5 судей на каждый этап соревнований.
Если участвуют 5 судей, то максимальный и минимальный результаты отбрасываются, но собрать 5 судей сложнее если проводится небольшое соревнование и для судейства привлекаются сами участники. Лучше всего, если судьи не меняются в течение всего соревнования, но желающих бывает сложно собрать - работа утомительная и неблагодарная. Если у вас найдутся такие люди, предложите им бесплатные напитки и обед, что бы судьи чувствовали себя комфортно.
Утром первого дня на митинге участников РС объявляет порядок полетов. Порядок выбирается случайным образом среди участников каждого класса либо из всех участников. На больших соревнованиях участников разделяют по классам. РС проверяет, что судьи на месте и у пилотов есть помощники, после чего соревнование по сути проходит само собой. РС следит за участниками, что бы те вовремя были готовы к выступлению. В исключительных случаях участник может быть наказан штрафными очками, если он не следил за порядком выступления и вызвал задержку в полетах. За два дня соревнований проводят пять раундов. Три в первый день и два во второй. Раунд с худшими результатами участника отбрасывается, результаты остальных раундов усредняются и выводится итоговая оценка. Учет баллов обычно ведется в компьютерной программе, например CD Pro by Dan Monroe. Система автоматически ведет расчеты и позволяет распечатать листки с фигурами участников, с порядком полетов и с результатами, позволяет одним кликом увидеть текущую ситуацию на соревнованиях. Несмотря на то, что сейчас расчет результатов на компьютере - обычное дело, некоторые соревнования по прежнему ведутся карандашом в блокноте. Вопросы и ответы по фигурному пилотажу.
Какие вертолеты допускаются к соревнованиям?
Практически любые из распространенных вертолетов разрешены. Ограничение накладывается на вертолеты с турбиной, с нитродвигателями объемом более 0.91 куб. дюйма и электромодели с напряжением заряженного аккумулятора более 42В. Бензиновые вертолеты могут иметь двигатель объемом до 25см3. Для всех типов вертолетов максимальный вес ограничен шестью килограммами. Минимальный размер и мощность не ограничены, поэтому технически могут участвовать и вертолеты 450-ого класса. Разрешены гироскопы только на хвост, системы стабилизации и вертолеты с виртуальной сервоосью запрещены.
Нужен ли мне помощник для объявления фигур?
Во время выступления помощник требуется обязательно для того, что бы отслеживать порядок маневров и помочь вам избежать неправильного порядка исполнения фигур. Помощник обычно произносит для судей название маневра, а так же начало и конец выполнения маневров. Тем не менее, окончательная ответственность за выполнение расписания лежит на пилоте. Если у вас нет помощника, попросите кого-либо из вашего класса помочь вам. Приготовьте листок со списком маневров и передайте помощнику, что бы он мог называть фигуры.
Мое время лететь… что делать?
Во первых, нужно быть готовым к полету, когда подходит ваша очередь. Когда названа ваша очередь, убедитесь, что вертолет заправлен и готов к полету. Перенесите вертолет на стартовый круг, который обычно располагается в 20 метрах сбоку и позади от центральной площадки. Для того, что бы сократить время ожидания между полетами, вас могут попросить завести двигатель сразу после того как закончит выступление предыдущий пилот (на планерке пилотов РС объявляет пилотам, в какой момент надо быть готовым к выступлению). После того как вас попросили завести двигатель, у вас официально есть 5 минут на запуск двигателя и триммирование модели в стартовом круге. Если вы выступаете в первом классе, тогда триммирование проводится на центральной площадке. Как только вы покидаете стартовую площадку, начинается отсчет времени вашего выступления. Для первого класса отсчет времени начинается с объявления первой фигуры. Когда вы готовы, ваша модель уже должна стоять на центральной площадке. Начинайте раскручивать ротор, ваш помощник объявляет первую фигуру, говорит “начало фигуры” и вы начинаете выполнять ваши маневры. Когда полет закончен, ваш помощник произносит фразу “полет окончен”, после этого заглушите вертолет. Если у судей есть время, узнайте у них, каковы ваши результаты, в противном случае дождитесь окончания раунда. Судьи помогут вам понять, что было сделано хорошо, а над чем надо поработать перед следующим полетом. Теперь идите заправлять ваш вертолет и готовьтесь к следующему раунду.
Могут ли меня позвать в судейство?
Вас могут попросить принять участие в судействе. Если вы не уверены что готовы к судейству, не стесняйтесь отказаться и объясните, что вы новичок в подобных соревнованиях. Если судейская коллегия уже состоит из пяти человек, вы можете попробовать свои силы в судействе. Критически наблюдая за другими пилотами вы и сами станете лучше летать как если бы летали вы, а не другой человек. Когда в судейской коллегии уже есть 5 человек, для новичка, пробующего свои силы в судействе, не так важно быть точным в начислении очков, поскольку минимальный и максимальный результат отбрасывается.
Говорят, что если после третьего желания Золотую Рыбку немного повалять в муке, она легко исполнит еще два.:/
Соревнования по фигурному пилотажу и соревнования в классе AMA и F3C.
CAMELION
mikolka6 электромодели с напряжением заряженного аккумулятора более 42В
Тогда мы в пролёте! У нас двигатели под 44.4 Вольта! Нам , что придётся другие движки покупать?
“Разрешены гироскопы только на хвост, системы стабилизации и вертолеты с виртуальной сервоосью запрещены”. Ну трындец! Точно в пролёте, даже 450ки!
Юра это мировой уровень. Мы пока тока начинаем и по этому летаем на чем есть. Мы будем приержеватся чего то, но чтоб не ущемлять наши возможности. До провидения мирового нам как до Китая ползком. Будем начинать с самого простого. Но это надо обсудить.
Говорят, что если после третьего желания Золотую Рыбку немного повалять в муке, она легко исполнит еще два.:/
Соревнования по фигурному пилотажу и соревнования в классе AMA и F3C.
CAMELION Уф! А то я думал что и летать то некому! Под эти нормы допуска у нас подходят только четыре вертика и то 450. Твой, Victor50, Niksaze и Root
Будем летать на том что есть. Будет первый клубный фестиваль с элементами соревнований. Проигравшим утешительный приз, пакет кифира. Выигравшим, два пакета.
А то что я сверху выложил, это памятка, что если захочешь серьезно выступать то к чему надо готовится.
Говорят, что если после третьего желания Золотую Рыбку немного повалять в муке, она легко исполнит еще два.:/
Перевод: ДД 3DX Ukraine Первод: Александр Сегриенко 3DX Russia
No. / Название (видеоссылка) / Описание
Манёвры на К=1 (один) балл сложности: 1 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/01-TravellingBackwardsFlip.wmv [fly3dx.com] Обратный кувырок. Модель летит вперед носом по линии полета проходящей перед пилотом и совершает перевороты назад поднимая нос вверх (тангаж на себя). Маневр выполнятся на средней скорости с постоянной высотой, направлением и скоростью.
2 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/02-2x4pointBackwardRoll.wmv [fly3dx.com] Бочки с фиксацией на каждой1/4 ролла (90 градусов), при движении “хвостом вперёд”. В нормальном полёте, двигаясь назад хвостом нужно совершить серию из двух полных бочек (переворотов через ось элеронов (крен) с фиксацией (задерживанием модели) в четырех точках (каждые 90градусов) во время каждого полного переворота. Центр между 2-мя полными бочками манёвра расположен на линии пилота.
3 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/03-540Bounce.wmv [fly3dx.com] Этот маневр состоит из двух пируэтов в инверте на 540 градусов (полтора оборота). Первый начинается из положения носом к себе заканчивается хвостом к себе. Второй начинается хвостом к себе с вращением в противоположном направлении и заканчивается носом к себе. В течение маневра модель должна сохранить положение и высоту полета.
4 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/04-StationaryMetronomes.wmv [fly3dx.com] Стационарный метроном (Тик-Так) Маневр состоит из повторных 6-ти метрономов (6-ти смен направлений общего шага). Метрономы должны быть: симметричны линии центра, иметь постоянную высоту и скорость в течение всего маневра. Метроном может быть выполнен с вертикальным положением хвоста (по тангажу) или горизонтальным (по крену).
6 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/13-InvertedNoseInCircuit.wmv [fly3dx.com] Круг в инверте носом к центру. Круг нужно исполнить медленно насколько возможно (15-20 секунд), с одинаковой высотой и точно центрировано. Нос модели должен смотреть в центр круга во время фигуры.
7 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/06-Figure8InvertedCircuit.wmv [fly3dx.com] “Восьмерка” в инверте. Модель в инверте должна описать фигуру “восьмерку”, состоящую из двух соприкасающихся кругов, в медленном темпе, с одинаковой высотой и центром на линии пилота. Примечания: Фигуру можно выполнять в полете носом вперед или хвостом вперёд. Типичная ошибка: Фигура выполняется как знак “бесконечность” , а не цифра “8” - то есть, нет пролёта от/к пилоту по центральной линии в середине фигуры.
8 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/08-2StationaryFwdBwdFlips.wmv [fly3dx.com] Петля хвостом вперёд. При полёте по линии полёта “хвостом вперёд” выполняется одна петля, которая должна иметь правильную форму, постоянную скорость и располагаться своим центром строго по центральной линии (линии пилота).
9 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/08-2StationaryFwdBwdFlips.wmv [fly3dx.com] Флипы вперёд или назад на месте. Делаются 2 (два) флипа “вперёд” или “назад” на месте, на достаточной высоте (не слишком низко). Оценивается постоянство расположения, плавность переворота и постоянство высоты.
Манёвры на К=1.5 (полтора) балла сложности.
10 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/05-PieDish.wmv [fly3dx.com] Воронка. Этот маневр состоит минимум из 4х полных кругов, с центром на пересечении линии пилота и линии полёта. Модель должна поддерживать постоянный максимально острый угол (наклон к центру) пока летит боком, постоянную скорость и высоту. Пилот может выбрать между полетом носом вниз или вверх. Шасси внутрь или наружу.
11 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/09-TumblingLoop.wmv [fly3dx.com] Петля с кувырками. Модель должна совершить нормальную или обратную (хвостом вперёд) петлю с прямыми или обратными кувырками по тангажу. Петля должна проходить по центру линии пилота и кувырки должны быть выполнены с одинаковой скоростью по всёй петле.
12 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/11-InvertedBackwardLoops.wmv [fly3dx.com] Две петли в интверте (восходящие). Маневр состоит из двух последовательных восходящих петель, которые должны быть начаты с инвертированного полета хвостом вперёд по линии полёта перед пилотом. Вход и выход фигуры должен быть на линии пилота.
13 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/12-SustainedChaos.wmv [fly3dx.com] Удерживаемый “хаос”. Хаос должен продолжаться минимум 10 секунд, максимум 30 секунд. Фигура располагается перед пилотом по средине зоны полета. Скорость пируэтов должна быть максимальной, что бы “отличить” манёвр от “пирофлипа”. Замечание: Судя из текста описания фигуры - тут под “Хаосом” понимается не фигура Кёртиса, а простые пирофлипы с большим количеством пируэтов на флип… То есть - действительно полный “хаос” (колбасня!) Замечание 3DX Ukraine: В этой фигуре рекомендуем каждый новый пирофлип “Хаоса” начинать с ориентацией-доворотом модели в горизонте на 90 градусов от предыдущего пирофлипа.
14 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/14-Snake.wmv [fly3dx.com] Змейка. Маневр должен быть выполнен по линии полета и состоять из по крайней мере 4х соединенных дуг, хвост - горизонтально, попеременно полозьями внутрь и наружу в каждой из дуг. Каждая из дуг должна быть половиной круга (180 градусов), а ротор вертолёта максимально близко к вертикали. Типичная ошибка: Выполнение не “змейки”, а скорее тик-таков в движении. (сокращение дуг)
15 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/15-ElevatorSlapper.wmv [fly3dx.com] Дуга с полупереворотами / Слапперон по элеватору. Этот маневр состоит из ряда вертикальных дуг (полуфлипов) с половиной бочки (поворот по крену(элерону) на 180 градусов) по середине между точками остановки. Требуется 6 смен шага (3-и дуги?), модель сохраняет постоянную ориентацию хвоста. Бочка расположена точно в середине дуги, дуги выполняются по линии полёта. Важно: чёткая остановка в конце дуги и точное удержание положения и высоты в месте остановки.
16 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/17-DeathSpiral.wmv [fly3dx.com] Спираль смерти. Состоит из минимум 50-ти метрового падения вертолёта “на ноже” (ротор вертикально, хвост - горизонтально) с вращением вокруг вертикальной оси (падения) по тангажу(элеватору). Выход из манёвра выполняется на комфортной (минимально возможной) высоте и в инверте. Типичные ошибки: - уход от “вертикали” при падении. - выход в “нормал”.
17 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/18-PirouettingRollFlip.wmv [fly3dx.com] Флипы-роллы/бочки с пируэтом. Два флипа-ролла/бочки с пируэтом выполняются в прямом движении по линии полёта. Без отклонений по высоте и направлению. Середина между первым и вторым роллом/флипом находится на центральной линии.
18 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/19-BackwardsRollingCircle.wmv [fly3dx.com] Обратный круг с доллами/бочками. Горизонтальный круг состояший из “обратных” роллов/бочек (переворотов по крену(элерону)). Термин “backward” обозначает роллы “против шерсти” (в противоположном движению ПО кругу направлении) Круг должен быть ровный, расположен по центру, иметь одинаковую высоту и скорость исполнения.
19 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/20-K15Auto.wmv [fly3dx.com] Авторотация K1.5 Состоит из авторотационного приземления с бочкой на 360 °. Необходимо выполнить снижение МИНИМУМ на 25 метров ДО выполнения бочки. Маневр выполняется с постоянным снижением высоты и с постоянной курсовой скоростью. Приземляться необходимо насколько возможно близко к квадрату (место старта) в 3-х метрах перед пилотом на линии центра. Замечание: - нет указания на положение вертолёта при приземлении. Носом “по линии полёта” или “хвостом к пилоту”. Как правило, необходимо выполнять приземление “по линии полёта”.
Манёвры на К=2 (два) балла сложности.
20 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/16-ForwardRollingLoop.wmv [fly3dx.com] Петля с роллами/бочками. Прямая петеля, с минимум двумя полными роллами, выполнеными равномерно по всей длинне петли. Необходимо постоянство скорости роллов, расположение петли по центральной линии, правильность самой петли, точки входа и выхода.
21 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/31-SingaporeSling09.wmv [fly3dx.com] Сингапурская праща. Метроном с пируэтами со сменой направления пируэта. При каждой остановке для смены шага, так же меняется направления пируэта на противоположное. Положение хвоста в каждой точке остановки должно быть постоянным. По крайней мере 6 смен шагов(дуг) требуются, чтобы закончить маневр. Судьи будут искать: точные точки остановки, точный контроль высоты и минимум 2 пируэта на каждую дугу.
22 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/21-BackwardsRolling8.wmv [fly3dx.com] Обратная восьмёрка с роллами/бочками. Выполняется горизонтальная восьмёрка с “обратными” роллами по крену(элеронам). Центр восьмёрки на линии судей. Роллы - равномерны по длинне фигуры. Высота - постоянна. Оба круга составляющие восьмёрку одинаковы и расположены симметрично.
23 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/22-Tumbling8.wmv [fly3dx.com] Восьмерка с кувырками. Горизонтальная “восьмёрка” выполняется с прямыми или обратными кувырками (флипами) по тангажу(элеватору). Манёвр начинается и заканчивается на уровне глаз судей (по центральной линии). Высота постоянна. Кувырки равномерны по длинне фигуры. Круги образующие восьмёрку симметричны и одинаковы. Скорость вращения в кувырках постоянная и плавная.
24 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/23-ChaosLoop.wmv [fly3dx.com] Петля хаоса. Судьи должны увидеть точную, правильную петлю, сделанную в постоянном “хаосе”. Скорость пируэта “Хаоса” должна быть максимальна, чем больше количество хаосов по петле, тем лучше.
25 (Видеодемонстрация JRT) Воронка с восьмеркой Вертолет будет выполнять два удаленных друг от друга круга как горизонтальную цифру 8, с серединой на центральной линии. Модель все время будет двигаться боком, с постоянной скоростью, высоте и с максимально близкой к вертикали плоскости диска ротора. Должно быть сделано как минимум 2 таких цифры 8, маневр может начинаться лыжами внутрь или в наружу, носом вверх или в низ.
26 (Видеодемонстрация JRT) Пиро Пого Маневр начинается и заканчивается стационарным висением с пируэтом пред судьями. Вертолет будет выполнять 20м подъема с пируэтами, затем 1/2 пирофлипа в верхней точке и затем в перевернутом виде (инверт) 20м спуск до начальной точки. С нее вертолет в инверте немедленно выполняет 20м подъем с пируэтами, затем 1/2 пирофлипа и в нормальном положении спуск с пируэтами на 20м в начальную точку. Затем эта последовательность повторяется. Судьи смотрят на скорость и постоянство пируэтов (хотя бы 1 пиро в секунду), совпадение точек переворотов и непрерывность всего маневра.
27 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/26-K2Auto.wmv [fly3dx.com] Авторотация К2.0 K2 авто состоит из авторотационного приземления, начинающегося с 360 ° бочки, дальнейшей половиной бочки в инверт изаканчивающийся кувырком вперёд (по тангажу) на комфортной пилоту высоте. Должно быть выполнено миниму 25м снижени до выполнения первой бочки. Маневр исполняется с постоянной потерей высоты, постоянной скорость и приземлением насколько возможно близко к помещенному в 3-х метрах перед пилотом маркеру на области центральной линии.
Манёвры на К=2.5 (два с половиной) балла сложности.
28 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/27-PirouettingWaltzer.wmv [fly3dx.com] Вальцер с пируэтами. Серия минимум из 4-х “плотных и динамичных” “стен смерти с пируэтами” обьединённых в форме как можно больше возможно круга. Центр круга на линии судей.
29 (Видеодемонстрация JRT) Хаммок Серия состоящая из разворотов на горке со сменой направления пируэта, при движении по кругу с пируэтами. 8-мь “горок”.Выполняется полёт по кругу с непрерывными пируэтами (1) в положении “шасси вниз” так, что бы в точке (2) совершить одновременно “разворот на горке” (пик) и смену направления пируэтов. При этом, продолжаем движение по кругу с пируэтами (3) уже в положении “шасси вверх” до следуещего “разворота на горке” (4) в котором опять меняем направление пируэта и продолжаем движение по кругу с пируэтами в положении “шасси вниз”…. Повторяем фигуру так, что бы на “круге в плане” оказалось восемь равномерно распределённых “пиков” разворота на горке.
30 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/29-Serpent.wmv [fly3dx.com] Серпент/змейка с пируэтами. Ряд дуг (180 градуснымых) выполняемый по линии полёта (см. манёвр змейка) с пируэтами. Выполняется в одну сторону движения, затем в последней дуге делается разворот на 360, а не 180 градусов, и выполняется пролёт по линии полёта в противоположную сторону. По крайней мере 4 дуги в каждом направлении, все дуги, должны быть с тодинаковым размером, высотой, скоростью и темпом пируэта. Диск ротора максимально приближен к вертикали.
31 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/30-PirouettingGlobe.wmv [fly3dx.com] “Глобус” с пируэтами. Это - последовательность пересекающихся в нижней и верзней точке петель с пируэтами, каждый раз изменяя направление движения в новой петле так, что бы описать в небе воображаемый земной шар. Выход из фигуры в том же месте, но противоположном направлении, что и вход. Маневр будет состоять минимум из 4х петель. Каждая петля ровная, симметричная и весь манёвр расположен по центральной линии.
32 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/32-WheelofFortune.wmv [fly3dx.com] Колесо фортуны. Вертикальный круг состоящий из ряда метрономов по элеватору (тангаж). Вертолет начнет маневр с постоянного (на месте) метронома по элеватору носом в низ на достаточной высоте. Вертолет должен описать полный вертикальный круг по часовой стрелке с мертрономами по элеватору, нос вертолёта – всегда указывает на цент круга при выполнении данной фигуры.
33 (Видеодемонстрация JRT) “Юпитер”. Вертикальная пиро-восьмёрка с полу-пирофлипами. Входим в фигуру по линии полёта (1) на достаточной высоте (половина общей высоты фигуры). Делаем первую половину полу-пиропетли снизу вверх (2) в положении “шасси наружу петли”. В точке (3) делаем полу-пирофлип и продолжаем выполнять вторую полу-пиропетлю сверху вниз в положении “шасси внутрь петли” (4). В точке (5) продолжаем полёт в положении “шасси вверх” и входим в первую полу-пиропетлю нижней части “вертикальной восьмёрки” (6). В точке (7) делаем полу-пирофлип и продолжаем полу-пиропетлю (8) снизу вверх в положении “шасси внутрь петли”. Выходим в точке (9) на траекторию входа в фигуру и выходим по линии полёта. (вход слева - выход справа)
34 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/34-K25Auto.wmv [fly3dx.com] Авторотация К2.5 K2.5 авто состоит из авторотационного приземления, начинающегося с Pirouetting Flip, дальше модель должна сделать бочку на 360 ° и если надо полу-бочку и после этого выйти из манёвра в инверт. Заканчивающий фигуру K 2.5 Auto элемент – переворото по элеватору на комфортной для пилота высоте. В начале манёвра необходимо исполнить снижение (авторотацию) минимум на 25 метров, до исполнения пирофлипа и бочек. Маневр должен проходить с постоянным снижением высоты, постоянной скоростью и приземляться необходимо насколько возможно близко к квадрату (место старта) в 3-х метрах перед пилотом на линии центра.
Манёвры на К=3 (три) балла сложности.
35 (Видеодемонстрация JRT) A clockwise skids-out Big Ben followed by anticlockwise skids-in Big Ben. The manoeuvre is entered from a low stationary nose-out hover. The helicopter will immediately be presented directly in front of the judges’ eye-line with its nose vertical. The helicopter will then be made to rotate yawing clockwise prescribing the 12 points of a clock-face skids out (skids facing away from the pilot and judges), each point defined by a ‘tick’ of the metronome. At the 12 o’clock metronome the helicopter will be made to half roll on the spot and then the clock-face will again be described this time anticlockwise as viewed by the Judges, using skids-in metronomes. Upon reaching 12 o’clock the helicopter will return to a stationary nose-in hover in the same position the manoeuvre began.
36 (Видеодемонстрация Дмитрия Гапешина, Mikado Heli Team) Куб Начиная по линии полёта (1) выполняем снизу вверх полу-петлю с пируэтами “шасси наружу петли” (2), в верхней точке (3) делаем полу-пирофлип, и продолжаем делать полупетлю с пируэтами сверху вниз “шасси внутрь петли” (4). В нижней точке петли (5) меняем направление пируэта и переходим к выполнению “стены смерти” (воронка с пируэтами шасси внутрь) (6). В точке (7) переходим к выполнению следующей полу-пиропетли (8) снизу вверх, шасси внутрь петли. При этом, направление движения по петле повёрнуто ровно на 90 градусов по отношению к предыдущей пиропетле. В верхней точке (9) делаем полу-пирофлип в положение “шасси наружу петли” и продолжаем выполнять полу-пиропетлю (10) сверху вниз. В точке (11) меняем направление пируэта и делаем четверть воронки с пируэтами шасси внутрь (12). …. Продолжаем этот цикл так, что бы получить в результате четыре соприкасающихся вертикальных петли (см. иллюстрации фигуры) из которой выходим по направлению первоначального полёта при входе в фигуру (вход слева - выход справа).
37 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/37-PoleStar.wmv [fly3dx.com] Полярная звезда. Фигура “глобус” со сменой направления пируэта у “южного полюса” (в нижней точке). Выполняемая как ряд поворачивающихся по вертикальной оси петель с пируэтами (минимум четыре петли) равномерно образующих “меридианы глобуса”. Выход из манёвра осуществляется в точке входа, но в противоположном направлении.
38 (Видеодемонстрация JRT) After power is removed, the helicopter must enter into well-defined autorotation and descend 25m, execute a piro flip in one direction, then a piro flip in the opposite direction. This must be followed by 2 aileron tic-tocs and a half roll to inverted followed by a low half piro flip to landing on the designated spot. These manoeuvres must all be performed with consistent fall speed, spacing and direction.
39 http://fly3dx.com/manoeuvres2009/39-Sidewinder.wmv [fly3dx.com] Сайдвайндер (Хук) Горизонтальный круг состоящий из метрономов (тик-таков) с пируэтом. Вход в манёвр возможен как из стационарного меронома с пируэтами, так и из исполняемого в движении. Направление пиротик-таков всегда к центру круга.
40 (Видеодемонстрация JRT) Гонконгский глаз Вертикальный круг состоящий из серии непрерывно исполняемых пиро-тик-таков таким образом, что бы через каждые 1/4 (четверть) круга, исполнив пиро-флип, поменять расположение ротора вертолёта по отношению к судьям. Делаем пиро-тик-таки в положении “ротор к себе” в точке (1) так, что бы описать четверть вертикального круга снизу вверх до точки (2). В точке (2) выполняем пирофлип так, что бы положение вертолёта изменилось на “ротором от себя” и продолжаем делать пиро-тик-таки следующей четверти вертикального круга до точки (3). В точке (3) меняем положение на “ротором к себе” и продолжаем делать пиро-тик-таки до точки (4). В точке (4) меняем положение на “ротором от себя” и продолжаем делать пиро-тик-таки до точки (5).
Notes: In this context, an Elevator Slapper is an arcing half-flip with a half-roll at the mid-point In this context, an auto is an autorotation with drive disengaged In this context, a Metronome is a pitch-induced manoeuvre where the rotorhead moves through approximately +/- 45 degrees both sides of vertical in order for the model to retain altitude. In this context, a Rainbow is a long arcing manoeuvre from rotorhead horizontal to horizontal. In this context, a Pirouetting Wall of Death is defined as follows: The model will be made to prescribe a remote knife-edge circle while pirouetting continuously. In this context, a Big Ben is defined as follows: A series of stationary metronomes rotating to describe the 12 points on a clock-face. Примечания: * Элеватор слапперон / Дуга с полуперворотом - это половина переворота с полубочкой посредине * Авторотация – полет с отключенным приводом * Метроном – диск ротора движется примерно + / - 45 градусов в обе стороны от вертикали, чтобы сохранить модели высоту * Дуга (или Радуга) - маневр от горизонтального до горизонтального положения диска ротора. * Вальсер с пируэтами – горизонтальный круг на ноже с непрерывными пируэтами * Часовая Башня - Биг Бен определяется следующим образом: вертолет будет представлен непосредственно перед судьями носом вертикально, судьи смотрят на ротор как на циферблат. Вертолет затем будет поворачивать по часовой стрелке на12 точек циферблата, каждая точка определяется выполнением метронома. Началом иконцом маневра является положение на «12»