Макет железной дороги или отдельно взятые модели локомотивов представляют собой копии, уменьшенные в некоторое число раз (то есть сделанные в масштабе). Типоразмер - это строго определенный стандарт масштабов моделей железных дорог одного типа.
Среди самых распространенных сейчас типоразмеров можно выделить четыре - H0 (масштаб 1:87), TT (масштаб 1:120), N (масштаб 1:160) и G (масштаб 1:28 или 1:22,5). Всего же их существует более двух десятков.
Главные параметры типоразмера - масштаб уменьшения и ширина колеи (расстояние между внутренними гранями головок рельсов). Поэтому некорректно оперировать только масштабом или только шириной колеи (например, говоря, что у вас «дорога 12 миллиметров»). К примеру, колею 16,5 миллиметров имеют модели в типоразмерах H0 (масштаб 1:87) и 00 (масштаб 1:76). А типоразмер H0e при колее в 9 мм предполагает узкоколейные модели в масштабе 1:87, то есть таком же, как у типоразмера H0 при колее 16,5 мм
H0 – 1:87 – То, что в советские времена называлось «размер 16 миллиметров» (на самом деле ширина колеи в этом типоразмере 16,5 мм). Самый популярный в мире и хорошо детализированный типоразмер. Модели в этом масштабе – не самые большие, но, пожалуй, для закрытых помещений это максимальный масштаб. Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (H0m - колея 12 мм, H0e - колея 9 мм, H0i - колея 6,5 мм и др).
TT - 1:120 – Этот типоразмер еще называли «12 миллиметров», что соответствует действительной ширине колеи. Он весьма популярен на постсоветском пространстве, и в этом типоразмере производится множество моделей российской и советской тематики. Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (TTm, TT9, TTe и др).
N - 1:160 – Ширина колеи - 9 миллиметров. Был наименее распространен из трех самых популярных типоразмеров. Хотя для стесненных квартирных условий этот масштаб идеален. В последнее время размер набирает популярность. Моделей и разновидностей путевого материала для него меньше, чем для более крупных TT и H0, но выбор все же есть. Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (Nm, Ne и др).
Z - 1:220 – Ширина колеи - 6,5 мм. Наименьший масштаб для которого серийно выпускается подвижной состав и аксессуары. На постсоветском пространстве не очень распространен. В том числе, из-за отсутствия в этом масштабе моделей российской тематики. В мире, благодаря компактности, достаточно популярен.
G - 1:28 или 1:22,5 – Типоразмер с шириной колеи 45 мм. В нем обычно собирают так называемые садовые железные дороги. Смотрится на участке очень эффектно, но в нашей стране пока большого распространения не получил. Хотя возможна эксплуатация такой уличной дороги даже в зимних условиях.
00 – 1:76 – Популярный в Великобритании типоразмер, использующий такую же ширину колеи, как и H0 – 16,5 мм. В России большого распространения не имеет, но для любителей английских железных дорог в этом масштабе доступны модели фирмы Hornby.
0 - 1:45 - Ширина колеи - 32 мм. Типоразмер объединяющий кроме моделей масштаба 1:45 железнодорожные модели в масштабах 1:43,5 (Великобритания) и 1:48 (Северная Америка), а также хорошо знакомые в нашей стране модели автомобилей в масштабе 1:43. Модели в этом когда-то очень популярном типоразмере есть по-прежнему в линейке ряда производителей, но в нашей стране особой популярности не имеют.
ЭпохиЭпохи в железнодорожном моделизме связаны главным образом с использованием различных типов подвижного состава. Но, разумеется, деление на эпохи до некоторой степени условно, но всё же стоит соблюдать соответствие тематики при комплектовании коллекции или же макета..
РоссияI эпоха - с 1835 по 1917 год.
II эпоха - с 1917 по 1945 год.
III эпоха - с 1945 по 1970 год.
IV эпоха - с 1970 по 1991 год.
V эпоха - с 1991 по 2004 год.
VI эпоха - с 2005 года по настоящее время.
ЕвропаI эпоха - с 1835 по 1920 год
II эпоха - с 1920 по 1945 год
III эпоха - с 1945 по 1970 год
III a – 1945-1955
III b – 1955-1970
IV эпоха - с 1970 по 1985 год.
V эпоха - с 1985 года по 2005 год.
VI эпоха - с 2006 года по настоящее время.
Для Германии важно еще понимать периоды истории железных дорог. Хотя бы для того, чтобы разбираться в принадлежности и соответствующих маркировках подвижного состава (DRG, DRB, DR, DB).
I период - Земельные железные дороги, каждая со своим знаком. 1871-1920
II период – Deutsche Reichsbahn (DRG и DRB) 1920-1945
III период - Переходный 1945-1950
IV период (ФРГ) - Deutsche Bundesbahn (DB) 1950-1994
(ГДР) - Deutsche Reichsbahn (DR) 1949-1994
V период – Deutsche Bahn AG 1994-2006
VI период – Deutsche Bahn и частные железные дороги, 2006 - по настоящее время.
СШАЭпоха 1 – Эпоха Пара 1870-1940
Эпоха 2 – Переходная 1940-1960
Эпоха 3 – Современная - с 1960-х по настоящее время
ВеликобританияЭпоха 1 - 1804 – 1875 (Pioneering)
Эпоха 2 - 1875 – 1922 (Pre-grouping)
Эпоха 3 - 1923 – 1947 (The Big Four - LMS, GWR, LNER & SR)
Эпоха 4 - 1948 – 1956 (British Railways steam - Early Crest)
Эпоха 5 - 1957 – 1966 (British Railways steam - Late Crest)
Эпоха 6 - 1967 – 1971 (British Railways Corporate Blue. Pre -TOPS)
Эпоха 7 - 1972 – 1982 (British Railways Corporate Blue. Post -TOPS)
Эпоха 8 - 1983 – 1994 (British Railways Sectorisation)
Эпоха 9 - 1995 – 2009 (Post-privatisation)
Книга “Модели железных дорог” - пожалуй единственная книга, изданная в нашей стране которая в полном объеме рассказывает о технологиях железнодорожного моделирования.
Полезная статья по теме цифровое управление ж\д моделями на примере DCC. [scaletrainsclub.com]
клуб [rcstv.ru]
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Отредактировано ANDREY (Дек. 27, 2021 05:25:43)