Естественно не претендую на истину в последней инстанции . Подвинуло меня на сей опус..желание поделится имеющимся личным опытом эксплуатации, а также собранной и проанализированной инфой по данным моделям.
Так как всё таки класс авто-моделей 1:5\6 является не таким многочисленным (в сравнении с 10-м,и 8-м масшт. авто-моделей)все-таки имеется шанс в более менее небольшом р-ре сообщения рассказать основное……
Основатель класса фирма FG (Германия) ( http://www.fg-modellsport.de/ [fg-modellsport.de] )выпускает пять основных классов моделей:
1. “Sportsline” Touring шоссейное шасси 1:5 2WD(задний привод) (шасси бывают с базой 535 mm под стандартные кузова машин в основном чемпионата DTM,и укороченные с базой 515 mm для кузовов: Mini Cooper и Porsche и др.) Выпускаются также профессиональные версии Touring шасси 1:5 2WD: Competition и EVO это наборы полностью изготовлены из фрезерованного дюралюминия, в комплектующих используется также титан и закаленная сталь,карбон шасси имеют более точную и более сложную систему подвески с множеством настроек\регулировок а также включающую ряд дополнительных опций таких как самоблокирующийся дифф.,гидравлические тормоза и т.п..,отличия в версиях шасси Competition и EVO в основном это наличие(отсутствие) элементов конструкции из карбона и привода тормозов(гидравлика,тросик)…и т.п.
2. Off-Road Buggy 1:6 2WD имеет на данный момент 3 версии шасси :Marder ,Leopard, FG Baja Buggy.
Leopard 2WD более удлиненное по базе шасси имеет версии: стандарт-Sportsline и Competition.
Baja Buggy 1:6 2WD - это новая версия унаследовавшая основные конструктивные черты предыдущих шасси Marder ,Leopard.(что естественно для практичных немцев..)
3. Formel 1 1:5 2WD(машина имеет оригинальное шасси в двух вариантах стандарт-Sportsline и“Competition”-по аналогии с Touring шасси 1:5 2WD)
Первые эти три класса машин стали основными в Европе и в мире,именно по ним проходят самые массовые и хорошо организованные гоночные чемпионаты …..среди бензиновых авто-моделей..
4. 1:6 Renn-Trucks 2WD (машина сделана на шасси Touring 1:5 2WD,изменения минимальны: некоторые версии немного укорочено по базе, устанавливаются оригинальные комплекты колес и кузова грузовиков, выпускается в версии стандарт-пластик - Sportsline ,Competition и EVO)
5. 1:6 FG Monster-Truck 2 WD машина имеет оригинальное шасси с двумя амортизаторами на каждое колесо,отдельно приобретается и устанавливается полный комплект фрезерованного тюнинга позволяющий сделать из данной машины настоящего большого “”железного“ монстра”
немного видео https://rutube.ru/video/private/f30015cff3af55fe44197969d30e9247/?r=wd&p=VUgCDvy6UZftZ9zANBBVpg [rutube.ru]
В последние годы фирма FG стала выпускать версии 4WD почти всех своих машин кроме Формулы 1, решила она эту задачу технически при помощи ременной передачи…что не является лучшим решением, но цель фирмы была не сильно удорожать свою продукцию на фоне наступающих “китайских полчищ”…и как временная мера она вполне оправданна..что будет дальше посмотрим…
Полный привод развивается…но т.к. остается не достаточно надежным, а также серьёзно удорожает эксплуатацию машины масштаба 1:5\6 пока он широкого спортивного развития не получил.., основными спортивными классами остаются модели 2 WD “Евро-размера”
Стоит также сказать что фирма FG остаётся приверженцем целесообразности и технологичности в отношении конструктива своих основных двух шасси: Off-Road-Buggy 1:6 2WD и On-Road “Sportsline” Touring 2WD. Уже многие годы эти две шаськи остаются образцом надежности и практичности, и к тому же около 60% деталей в них взаимозаменяемы…это залог производственной технологичности в изготовлении…этих моделей.., и постоянного наличия зап\частей для них.
В плане надежности привод-4WD на 5-м масштабе пока далеко не решил все свои проблемы..Более правильной(традиционной) с технической точки зрения компоновке полного привода на машинах 1:5\6 мешает непропорционально большой бензиновый мотор который на данный момент является единственным двигателем используемым в данных авто-моделях..и альтернативы ему не предвидеться(во всяком случае пока) вот и “изнохряются” производители кто как может….
Например чтобы наконец повторить проверенную,удачную компоновку и развесовку применяемую уже многие годы на авто-моделях с ДВС(калильных) меньших масштабов 1:10 ; 1:8 в своей новой модели фирма Losi [losi.com] просто тупо увеличила в размерах машину… получился грузовик Losi 5IVE-T Short Course Truck [losi.com]..вроде масштаб 1:5 а кажется что 1:4……….
P\S в 2013г фирма Losi выпустила облегченную (уменьшенную версию) Desert Buggy XL 1/5th 4WD Buggy RTR by Losi [losi.com]
Компоновка и конструктив унаследован от Losi 5IVE-T Short Course Truck вообщем 4WD развивается в нужном направлении….и фирма Losi способствует этому.Модель комплектуется аппаратурой фирмы Spektrum с системой AVC со выстроенным в приемник гироскопом на рулевое управление и смикшированной функцией сброса газа при заносе задней оси на канале газа.
Появление раллийной версии 5IVE-R MINI Cooper (WRC)1/5 4WD Rally Car [losi.com] с использованием первой версии шасси 5IVE-T выглядит вполне закономерно…легковушка конечно получилась “не мини” но ралли точно…. Машина имеет ряд новшеств: это мотор с увеличенным (в сравнении с предыдущими машинами) объёмом 29 куб см, карбюратор с инжекторным впрыском, а также электро-стартер (запуск осуществляется с кнопки на пульте управления, глушение двигателя тоже возможно с пульта), Модель продается Ready-To-Run -все включено…..модель комплектуется аппаратурой фирмы Spektrum с системой AVC со выстроенным в приемник гироскопом на рулевое управление и смикшированной функцией сброса газа при заносе задней оси на канале газа.
И ещё новинка 2014 года от Losi “калилки” модернизируют в “бензинки” этого и стоило ожидать…
LST XXL-2 1/8 Scale 4wd Gas Monster Truck [losi.com]
В 2016 выпустили новинку MONSTER TRUCK XL 1/5-SCALE [losi.com] в основе все тоже шасси - Losi 5IVE-T Short Course Truck , но основательно переработанное, комплектация RTR с аппаратурой фирмы Spektrum с системой AVC.
2019 Америка страна жвачек, и не только…1\5….а может 1\4…вообщем самый крупный на сегодня монстр… [primalrc.com]
Продолжим.
Вторым по значимости и ассортименту производителем является фирма H.A.R.M.(Германия) ( http://www.harm-racing.com/ [harm-racing.com] )Она производит несколько шасси как начального тех.уровня так и высокого профи уровня:
1. Touring шасси 1:5 2WD имеет три разновидности: CS-1 ; SX-3(Serie 4;5)
2. Formel 1 1:5 2WD - FX-2 011 Chassis
3. Off-Road Buggy 1:6 2WD - BX-3 Off-Road
Модели фирмы H.A.R.M. ничем не уступают профи версиям шасси фирмы FG ,а в чем-то и превосходят их …можно сказать это два основных конкурента(по ассортименту в мире 5-го масштаба).
Когда-то бывшая третей по ассортименту(ныне снизившая “обороты” видимо в связи с кризисом) фирма TECHNOKIT(Италия)( http://www.technokit.it/ [technokit.it] )
выпускала несколько разновидностей Touring шасси 1:5 2WD:
Junior -начальный уровень.
Supersport - продвинутый….
EXS GTS Racing 10 - профи….
Off-Road Buggy 1:6 2WD
Совсем штучные производители шасси :
фирма Lauterbacher(Германия) ( http://www.lauterbacher.com/cms3/modelltechnik-produkte/ [lauterbacher.com] )выпускает шасси профи уровня и отдельные части тюнинга..
Touring шасси 1:5 2WD - L3 Mega-Sprint
Chassis Formel 1 1:5 2WD
SAMBA pipes Modelcargo(Голландия)( http://www.modelcargo.com [modelcargo.com] )фирма производит очень качественные резонансные трубы для
бензиновых двигателей почти под любой тип шасси 1:5.(Off-Road и On-Road)Также фирма выпускает тюнинг для моделей 1:5 .
Почти штучно производится профи шасси:
Touring шасси 1:5 2WD - RS5 Tuning
RS5 Formula One 1:5 2WD
Фирма Contrast-racing (Испания) ( http://www.contrast-racing.com [contrast-racing.com] ) довольно плодовитая ею - выпущены очень качественные шасси все профи уровня :
Touring шасси 1:5 2WD - NEOX GS Silver 2013
Версия CONTRAST QUATTRO 4WD
Touring шасси 1:5 2WD - Contrast Neox GS
Touring шасси 1:5 2WD - Contrast Neo2.5 ,09
Buggy 1:6 2WD - Contrast Fuego TT12 “off road” (обновленная)
Buggy 1:6 2WD - Contrast Fuego “off road” 2009
Elcon Models(Голландия) ( http://www.elcon-models.com/ [elcon-models.com] ) фирма производит в основном тюнинг на машины “основного” производителя пятого масштаба фирму FG , а также др. , и с некоторых пор делает профи уровня шасси для Off-Road(а) :
Buggy 1:6 2WD Cleon MMX
Итальянская фирма Mecatech Racing Components [mecatech-racing-parts.it]
(в прошлом и настоящем) делающих очень качественный тюнинг в частности - гидравлические тормоза,амортизаторы..) выпустило мелко серийно шасси которое на данный момент времени.. являются лучшими в классе Touring 1:5 2WD .(результаты в чемпионах Европы и мира это подтверждают 2012-1013 гг)
это шасси Mecatech FW01
Фирма GENIUS [genius-racing.com] (Италия) выпустило также новое шасси…(также считающимся очень перспективным по результатам прошедших чемпионатов Европы и мира 2012-1013 гг)
шасси Genius XR(2)
GENIUS_XR2
Genius XR2 special edition Arnaldi
И Ещё одна Итальянская фирма Bergonzoni [bergonzoni.it] (точнее её подразделение Dynamic Racing ®)делает в 2013 г. серию Vintage line: radio controlled model cars 1\5 - начального и продвинутого уровня(Off-Road и On-Road)
Vintage 1\5 On-Road
Vintage Racing 1\5 On-Road
Competition GT-012 1\5 On-Road
Vintage Hummer 1\5 Off-Road
Итальянские ребята любят 5й масштаб и талантливы это факт….ещё одно качественное предложение частного предпринимателя и гонщика….. делает в его лице маленькая компания http://www.qd-racing.net/ecomm/ [qd-racing.net] .
Это шасси из комбинированных материалов алюминиевого сплава и карбона Touring 1:5 2WD - QD-RACING VST013
MCD Турецкая фирма ( http://www.mcdracing.com/ [mcdracing.com] ) первая упорно продвигающая полный привод на рынок больших бензиновых авто-моделей, сначала у нее это плохо выходило….европейские магазины продающие машины 1:5 не хотели брать эту технику “в оборот”,слишком низко было качество ,но за последние несколько лет качественный уровень моделей данной фирмы серьёзно вырос это повлияло на надёжность…в лучшую естественно сторону…техническая же сторона решения самого привода (передача крутящего момента с мотора на “раздатку”)осталось прежней….довольно ненадёжной и высокими потерями мощности в трансмиссии…., но развивающиеся сети продаж по всему миру этих машин и маркетинг делают своё дело ,и на недостатки конструкции стали меньше обращать внимание..вроде как на неизбежные……..
фирма выпускает практически на одном и том же шасси 4Х4 с небольшими изменениями целых пять машин(на данный период времени):
Short Truck 4 WD - W5 Short Course Truck Buggy
Багги 4 WD - RACE RUNNER V4
раллийная версия 4 WD - RALLY V4
Монстр 4 WD - MONSTER V4
Trophy Truggy 4 WD - CHEETAH V4
шасси этой фирмы могут быть предложены в трёх версиях:
1.Sport-стоковая версия-почти вся пластмассовая(как в прочем и у других производителей)
2.Competition -в этой версии все ответственные узлы заменены на сталь и алюминий(стальн. шестерни бокового редуктр. ,полностью алюмин.амортизаторы и т.п.)
3.Ultimate - больше алюминия больше стали,меньше пластмассы.
P/S в середине 2013 года фирма MCD про анонсировала появление нового шасси 5й версии (RR5) ….с его кардинально переработанной конструкцией, что сказать здравый смысл наконец то победил ура…мотор смогли “вкорячить” продольно оси шасси как это и должно быть….а значит и передача крутящего момента станет максимально удачной, а так как габариты шасси остались прежними (в отличии от “гигантского” американского Losi 5IVE-T)то можно сказать что ребята из КБ которое разрабатывало для MCD новый конструктив и компоновку потрудились на славу…,а Европейские участники соревнований получили новое вменяемое по конструктиву 4WD шасси “Евроразмера”…
Не заставила себя ждать On-Road версия шасси XS-5 MCD 4WD, у неё все та же очень плотно скомпонованная конструкция как и на Off-Road шасси 5й версии RR5 MCD, а также футуристический кузов …………..
В середине 2000 мощно в рынок бензиновых внедорожников вошла фирма HPI с шасси Багги Baja 5B 2WD [hpiracing.com] собственной разработки. Известная американская фирма ранее была известна большим ассортиментом машин масштаба 1:10\1:8 (с “калильным” ДВС и эл.приводом) Инженеры фирмы серьёзно поработали в конструкционном плане, в чем-то возможно перемудрили, в итоги машина стала бестселлером среди внедорожников класса багги 2WD ..
Шасси технически сложное имеет очень достойные ходовые характеристики на “плавных” песчаных и грунтовых трассах с поворотами большого радиуса, подвеска с большими ходами и большими возможностями регулировки и тюнинга…
Машина оказалась очень популярна завоевав сначала рынок США затем и весь мир и практически сформировала новый класс внедорожников с бензин двигателем:Baja 2WD ….1\5
На данный момент фирма HPI выпускает несколько машин на одном и том же шасси ..
Багги 2 WD - RTR BAJA 5B - собранный полно комплектный вариант и вариант кит BAJA 5B SS.
Грузовик 2 WD - Short Truck BAJA 5T RTR - собранный полно комплектный вариант.
Грузовик 2 WD - BAJA 5SC RTR - собранный полно комплектный вариант и вариант кит BAJA 5SC SS.
Китай подхватил тему и выпускает множество клонов… данного шасси. Все эти клоны Baja хоть и уступают по качеству оригиналу…но по факту дают сильный толчек распространению именно данной конкретной модели….среди любителей 5-го масштаба…
А если принять во внимание общее количество(кстати абсолютно взаимозаменяемых) зап\частей и тюнинга производимого оригинальным производителем и производствами из Китая …Baja-становится -моделью с самым большим ассортиментом запчастей и комплектующих в мире 5 масштаба…
Несколько лет уже как фирма HPI обещала выпустить свой бензиновый вариант монстра 1:8 и вот наконец презентовала в 2014……….Savage XL Octane - 1/8 Scale 4WD Gas Monster Truck [hpiracing.com]
2016-Готовиться к выходу на рынок Baja 5R эта шоссейная “асфальтовая версия” все той же шасси Baja 5В В описании на сайте написано: это идеальная крупномасштабная модель, которая позволит вам часами наслаждаться заездами по асфальтированным дорожкам! и это правда..отличный ход от HPI с минимальными переделками получили расширение ассортимента бензиновых машин.
О Китайских производителях трудно писать …в смысле их много сейчас…. и даже в сегменте рынка относительно малочисленном как бензиновый класс машин (в сравнении с другими масштабами 1:10;1:8)трудно выделить конкретного оригинального производителя..читай автора\конструктора…среди китайских товарищей, в основном это клоны…(а что ещё “страшней” клоны клонов…во как..)
Выделить можно лишь нескольких на мой скромный взгляд,это фирмы которые хотя бы имеют выстроенную политику ассортимента самих моделей и системного обеспечения их
зап\частями хоть в каком-то обозримом промежутке времени.
Это фирма FS-racing( http://www.fs-racingart.com [fs-racingart.com] ) …если коротко ,ребята скопировали шасси 4 WD турецких производителей MCD…….причем в раннем самом проблемном варианте…,
практически ничего не меняя в нем конструктивно и качественно,и стали клепать примерно тот же ассортимент машин что и Турецкие товарищи…….
Единственное ноу хау..которое придумали китайцы в угоду наверное ещё большему снижению цены это продажа моделей в варианте 2WD, и дополнительно предлагается купить комплект для полного привода(состоящий из кардана идущего от “раздатки” на передний мост,а также-дифференциала и пары приводов идущих уже на колёса),благо все остальное необходимое уже имеется и заложено в конструкцию шасси.
1/5 Scale Rovan [rovansports.com] - бренд под которым делают\продают практически 1:1 модели фирмы HPI : Багги Baja 5B - 2WD и Short Truck Baja 5T - 2 WD,BAJA 5SC - 2 WD . Модели поставляются в варианте RTR с разной окраской кузова и разного объёма двигателя,а также разной комплектации элементов подвески…например нейлоновые более стойкие\эластичные рычаги и др.элементы.Также под брендом Rovan предлагается монстр от фирмы FG 1:6 Monster-Truck 4 WD(передача ремень)
Производитель из Китая King Motor - Racing [uaebaja.com] тоже славный продолжатель дела клонирования машин Baja 5B - 2WD и Short Truck Baja 5T.
HSP racing ( http://www.hspracing.com [hspracing.com] )фирма с ассортиментом…..авто-моделей разных масштабов.. в том числе и масштаба 1:5 с бензиновыми моторами аж 30 куб.см….
Авто-модели 1:5 представлены несколькими шасси, измененная по конструкции но все же узнаваемая Багги 2 WD похожая на Baja 5B фирмы HPI , второе шасси одинаковой компановки с моделями MCD \ FS - только сильно переработанной по конструктиву ходовой и рулевой….вроде как в лучшую сторону…что повлекло за собой продажу подобных моделей и под другими разными брендами Redcat , Himoto , Maverick в вариантах 4 WD Багги , Монстра,Трагги…..
Фирма Smartech racing ( http://www.smartechracing.com [similarsites.com] )одной из первых Китайских фирм выпустила машины 1:5\6 с бензиновым двиг.версии 2WD , выбрав для этого образцы проверенной конструкции,сделанные по лицензии на базе шасси фирмы FG (Германия), шасси по многим деталям унифицированы как и оригинальные модели фирмы FG Touring 1:5 “Sportsline” 2WD и Buggy 1:6 “Marder” 2WD . К слову фирма Smartech единственная в Китае которая разработала и выпускает оригинальное собственное по конструкции полно приводное шасси 4WD для багги и монстра. Шасси довольно удачное в данных конструкционных условиях( имеется в виду используемый все тот же крупный по размеру бенз. мотор), по отзывам в инете практичная компоновка шасси за разумные деньги…
фирма выпускает:
Шоссейное шасси Touring 1:5 2WD (под брендом CARSON - тип C5 - аналог .“Sportsline” от FG)
Багги 2WD 1:6 (под брендом CARSON называется Attack - аналог .“Marder” от FG)
Monster Truck 2WD 1:6 (под брендом CARSON называется Comanche)
Monster Truck 4WD 1:6
Багги 4WD 1:6 Thunderbolt
Модели фирмы Smartech оптимальны по цене и качеству и пользовательским расходам, а так как данный бренд продаётся и в Европе под маркой CARSON это дополнительный плюс что проблем с зап\частями и тюнингом не будет(тем более что это клоны FG).
И ещё к слову.(наблюдательное обобщение ИМХО)
Если по On-Road классу - Touring 2WD примерно все понятно - абсолютно все шасси(при условии что это шасси 2WD с двигателем не более 23 куб.см., со стандартной базой, р-ром колес и кузовом ) могут соревноваться друг с другом на асфальтовых трассах.(т.к. это давно сформировавшийся класс моделей шоссейных гонок со строгими техническими и габаритными характеристиками )
Но вот с Off-Road-2WD; 4WD ситуация не однозначная, ходовые качества шасси у разных машин выпускаемых разными брендами серьёзно отличаются….
И это делает неравными условия участия для машин и их владельцев если устраивать соревнование всех вместе “пятёрок”(это же “пятерка” с бензиновым мотором какие ещё различия………..)
Это обусловлено прежде всего тем что на рынке присутствуют одновременно “бензинки” старой проверенной схемы(надежные, но уступающие по ходовым характеристикам) и новые сделанные без оглядки на европейский “кодекс” правил Off-Road-Багги 2WD.
Этот “кодекс”техн.условий во многом повторяет технические требования основоположников 5-го масштаба немцев - с их Багги 2WD фирмы FG - Marder и Leopard(а ведь им 27 лет с лишним ….) …и как следствие машины типовой разработки FG по размерам,и компоновке стали общепринятыми в чемпионатах Off-Road-Багги 2WD в Европе…..,и конструкция “FG Багги 2WD”- “законсервировались” и сохранилась до наших дней практически без изменений да еще стала одной из самых массовых благодаря клонам из Китая…Как “свой”самостоятельный класс эти модели безусловно заслужили…но ставить её рядом с HPI Baja 1:5 2WD не стоит….
От того и становится необходимым разделение моделей на отдельные все таки группы(исходя из их возможностей):
1. Off-Road Buggy 2WD 1:6(FG-Buggy:Marder ,Leopard, FG Baja Buggy; так и их клоны:Smartech\CARSON-Buggy-Attack; а так же аналогичные но уже других достойных производителей : H.A.R.M.Buggy BX-3; Contrast-Fuego Buggy; lcon Models - Buggy Cleon MMX…)
2. Off-Road Baja 2WD 1:5(все Baja 5В и 5Т-как оригинальные фирмы HPI так и их клоны …)
3. Off-Road Buggy 4 WD 1:5\6 4WD ( FG Buggy Marder-4 WD,Leopard-4 WD, FG Baja Buggy-4 WD; MCD Race Runner V4; FS- Buggy; HSP-Buggy; Smartech\CARSON-Buggy Thunderbolt…)
4. Off-Road Losi 5IVE-T 1/5 4WD Offroad Truck - заканчивает этот перечень…в Off-Road(по времени выпуска)…он заслуживает тоже отдельного класса…т.к. он круче всех…
Конечно глобальных чемпионатов никто не устраивает…но примерное соотношение р-ров и возможностей разных машин представлять себе стоит..особенно если вы новичок..
Все течет и меняется появляются новые модели уходят прежние рынок предложения последние годы быстро меняется будем ждать новых новинок от разных производителей. Как я и говорил данный текст только претендует на полноту охвата всего разнообразия 5 масштаба и это лишь попытка…… надеюсь что удачная.