Для тех кто летает на FUN FLY
Фан-флай - это радиоуправляемая модель самолета, максимально облегченная с целью уменьшения ее удельной нагрузки на крыло и увеличения тяговооруженности, т.е. отношения тяги двигателя к взлетному весу модели и предназначенная для выполнения фигур высшего пилотажа. Тяговооруженность фан-флая достигает значения 2 и, как правило, не бывает ниже 1,2. Благодаря этому в сочетании с особенностями аэродинамической и весовой компоновки удается достичь очень высокой маневренности моделей, малых радиусов выполняемых фигур, высоких угловых скоростей вращения и все это при малых скоростях полета, вплоть до нулевых. Фан-флай способны выполнять сложный пилотаж буквально “на месте” и делать петли “вокруг хвоста”. Эти модели можно не очень серьезно определить, как летающий мотор“. Действительно, планер им нужен в общем-то для того, чтобы изменять направление полета двигателя и, конечно, для обеспечения устойчивости. Благодаря своим летным характеристикам фан-флай снискали большую популярность среди профессионалов и любителей, поскольку позволяют пилоту почувствовать самую настоящую власть над моделью. Фан-флай способен выполнить немыслимые на первый взгляд фигуры, которые получили название 3D-пилотаж. Отдельно стоит упомянуть о, пожалуй, самом ярком примере полета фан-флая, - это висение его в вертикальном положении на одном месте. Именно с фан-флаев начался этот стиль пилотажа в радиомоделизме. Но вместе с тем, поскольку фан-флай обладают высокой тяговооруженностью, они могут быть также вполне скоростными и похожими на традиционные модели класса F-3-A, стоит лишь прибавить обороты двигателя в горизонте и прибрать расходы рулей!
Обладая маленькой удельной стартовой нагрузкой на крыло, фан-флай имеют низкую посадочную скорость, хотя планируют не очень хорошо из-за низкого аэродинамического качества. Все-таки эти модели рассчитаны лететь на моторе. К тому же планер фан-флая обладает нейтральной устойчивостью, поэтому даже при планировании модель летит ”на ручке“.
Рассмотрим особенности конструкции, компоновки и аэродинамики моделей фан-флаев. Здесь все подчинено уменьшению веса и увеличению маневренности. Эти модели имеют, как правило, сравнительно небольшой размах и очень маленькое удлинение крыла, то есть отношение размаха крыла к САХ. Обычно, удлинение крыла фан-флая составляет величину 3-4, а может быть даже меньше 3. Силовой набор консоли крыла может включать не более двух нервюр. Все это позволяет добиться очень малого центрального осевого момента инерции модели относительно продольной оси, и как следствие малой угловой скорости крена. Относительная толщина профиля крыла достигает 18-20%. Большая строительная высота профиля также позволяет сделать конструкцию лонжерона и крыла в целом легче. Расположение линии максимальных толщин близко к передней кромке (около 25% САХ) в сочетании с тупым скругленным носком и большой относительной толщиной профиля позволяет получить высокое максимальное значение коэффициента подъемной силы, что в свою очередь обеспечивает бессрывное обтекание крыла до больших углов атаки. А это как раз важно для фан-флая, поскольку при пилотаже модель часто оказывается на закритических углах атаки, при которых не происходит резкого срыва, а модель плавно стремится опустить нос.
Сваливания также не происходит из-за высокой тяговооруженности и постоянного обдува плоскостей и рулевых поверхностей потоком воздуха от винта. Таким образом, даже на нулевой
скорости все органы управления сохраняют свою высокую эффективность, а модель — управляемость. Именно по этой причине рули имеют очень высокую относительную площадь. Флапероны достигают площади 30% от площади крыла, а рули высоты и руль направления превосходят 50% от соответствующих площадей оперения! Углы отклонения также очень большие, и на крыле достигают 45°, а на хвостовом оперении — 60°. Часто рули на хвостовом оперении имеют аэродинамическую компенсацию, что улучшает их эффективность и снижает шарнирные моменты на рулевых машинках.
Профиль крыла используют двояковыпуклый симметричный, угол поперечного V крыла - 0°, угол установки крыла - 0°. Крыло и стабилизатор стараются располагать на одной оси с осью двигателя. Вертикальное оперение часто имеет развитую нижнюю часть, а половинки руля высоты разделены рулем направления. Все это позволяет обеспечить единообразие управления модели в прямом и перевернутом полете.
Профилем хвостового оперения и флаперонов, как правило является плоская пластина. Они выполняются наборными и обычно имеют тупые, толстые задние
кромки. Это также служит увеличению жесткости плоскостей и. уменьшению их веса. А эффективность рулей обеспечивается их значительной площадью.
Фюзеляж фан-флая обычно достаточно плоский и длинный. Так как конструкция фюзеляжа очень ажурная, длинная хвостовая балка не сильно увеличивает момент инерции модели относительно поперечной оси, зато обеспечивает хорошую продольную устойчивость. Большая боковая площадь фюзеляжа и особенно хвостовой балки вместе с вертикальным оперением, которое часто вырождается в один руль направления, улучшает путевую устойчивость и прекрасно служит для создания подъемной силы при полете ”на ноже“.
Конструкцию планера фан-флаев обычно изготавливают наборной из бальзы. Часто их обтягивают полупрозрачной или же прозрачной пленкой, чтобы подчеркнуть ”воздушность“ и легкость конструкции. Машинки, как правило, устанавливают в непосредственной близости от рулей снаружи планера. Это уменьшает массу проводки управления, но несколько портит моментные характеристики планера. Такая компоновка — тоже характерный признак ”жанра“, можно сказать — стиль.
Двигатели для фан-флаев идеально подойдут четырехтактные, обладающие хорошим крутящим моментом. Из-за нулевых расчетных скоростей полета на них рекомендуется устанавливать легкие винты увеличенного диаметра и уменьшенного шага. Современные фан-флаи существуют различных размеров. Есть даже самые маленькие электрические. Но, как правило, модели с ДВС рассчитаны на двигатели двухтактные не меньше 40-го.
Аппаратура управления должна иметь не менее пяти каналов и должна быть оборудована компьютером, чтобы была возможность задействовать как минимум обязательный для фан-флая микшер флаперонов. Также необходимо установить большие и малые расходы рулей соответственно для медленного и скоростного режимов полета. Полезно использование других возможных микшеров, заложенных в компьютерной аппаратуре для моделей самолетов, например микшер ”дифференциальный стабилизатор" и другие. Для такой строгой к управлению модели необходимо использовать соответствующие ей рулевые машинки с высоким быстродействием
и большим моментом на выходе. В идеале подойдут цифровые. На данном типе самолетов также желательна установка гироскопа.
На сегодняшний день увлечение недорогими моделями самолетов, способных творить в воздухе немыслимые фигуры 3D пилотажа, выросло до такой степени, что каждая более-менее уважающая себя фирма-производитель имеет в своём каталоге одну, две и даже три модели класса фан-флай.
© Корелов Алексей, Шимонюк Денис
Кто сейчас в Ставрополе летает на самолетах FUN FLY ???