Для тех кто начинает влюбляться в 3D пилотаж!
Азы 3D-пилотажа Что такое 3D пилотаж?Расскажу вкратце, что такое популярный сейчас 3D пилотаж. Это стиль полёта, граничащий с экстримом и вообще несвойственный самолётам. То есть увидеть 3D можно только в “модельном” исполнении. Это “кувыркание” буквально в нескольких сантиметрах от земли, полёты на закритических углах атаки, петли, восьмерки и прочие фигуры “на ноже” (!) и т.д. и т.п.
Всё началось с “сумасшедших” полётов фан-флаев, которые позволяли выполнять очень и очень интересные пируэты. Постепенно модели 3D стали более копийными - сейчас на знаменитом Т.О.С. (Tournament Of Champions - Турнир Чемпионов) по 3D программе летают копии самолетов “Extra” и “CAP” с размахом около 3-х метров.
Сразу надо сказать, что осваивать 3D лучше только после приобретения неплохих навыков обыкновенного пилотирования моделей.
Что нужно для 3D пилотажа?Во многих классах моделей вы можете доверить средний ординарный самолёт в руки опытного пилота, и он покажет, что техника способна на многое. 3D - не такой класс.
Для 3D пилотажа нужен соответствующий самолёт. Что значит соответствующий ? Начнём с управления по тангажу - рули высоты должны составлять не менее 50% от общей площади горизонтального оперения и они должны работать как дверь в ковбойском салуне - по 450 в обе стороны. Подобные расходы и на элеронах и киле. Ещё один очень важный момент - тяга винта. Необходимо, чтобы отношение тяги винта к весу модели было не меньше 1,2. А ещё лучше - около 1,5 или даже 2 (к сведению - Т.О.С.овские модели весят 18 кг при тяге 40 - 43 кг). Надёжный ПРИЁМИСТЫЙ двигатель + винт увеличенного диаметра уменьшенного шага. Естественно, симметричный профиль крыла и низкая удельная нагрузка. И, самое главное, как можно более лёгкая модель.
Сейчас многие фирмы выпускают наборы и готовые модели, специально подготовленные под 3D. Как пример - CAP 232 и Extra 330 фирмы HANGAR 9.
ФигурыОписание на 5 наиболее популярных фигур 3D:
The Elevator - “лифт”
The Blender - “миксер”
The Harrier - “харриер”
The Waterfall - “водопад”
The Torque roll - “силовая бочка”
Немного практики - и вы тоже сможете выполнять эти фигуры.
Elevator (Лифт)Самолёт падает вертикально и при этом угол тангажа составляет 450 при спокойном ветре (встречном!) или даже больше (почти вертикально) при достаточно сильном. Газ используется для контроля скорости снижения и угла тангажа.
Как выполнять:На околосрывной скорости на большой высоте и на малом газу медленно прибирайте ручку высоты на себя, пока не выберите весь верхний расход рулей высоты - модель начнёт падать как камень. Для управления по курсу и крену используйте только киль, не трогайте элероны. Просто держите крылья горизонтально. Добавьте газ для контроля скорости падения и высоты. После наблюдений за реакцией модели на покачивание килем вы поймёте, что вся сложность заключается в “игре” газом и килем.
Выход из фигуры:Полный газ, перещёлкнуть Dual Rates на зажатые расходы.
Усложненное выполнение:Держите высоту постоянно и немного добавьте газ перед самой землёй и переходите в “Харриер” для очень мягкой посадки. Или, ради адреналинчика, дайте газу и резко переведите модель в вертикаль с переходом в “torque roll”.
“Elevator” с тридцати метров до шести и переход в “torque roll” - это круто!
Harrier (Харриер)Очень медленный горизонтальный полёт с 450 тангажа.
Специальные настройки:Приподнятые элероны помогут выполнить харриер.
Как выполнять:Начало - такое же, как и в Elevator - на малом газу на околосрывной скорости заходите против ветра на желаемой высоте (чем ниже - тем зрелищнее). Позвольте модели немного “провалится”, потом медленно добавляйте газку до тех пор, пока снижение не прекратится, и прибирайте на себя высоту (на максимальных расходах). Самолёт должен медленно лететь вперёд без потери высоты и с очень большим углом тангажа - примерно 40 - 450. Работайте газом для управления высотой и горизонтальной скоростью. Возможно, при встречном ветре придётся немного подруливать рулём высоты для сохранения постоянного угла тангажа. Для удержания модели по курсу и частично по крену используйте киль. Старайтесь как можно меньше работать элеронами в этой фигуре, т.к. они могут вызвать раскачку модели и потерю основного курса (и возможно, даже падение).
Основная сложность - сохранить контроль над моделью, если она начнёт раскачиваться и колебаться по крену.
Обычный выход:Просто дайте газу и медленно отдавайте высоту, пока модель не перейдёт в горизонтальный полёт с набором скорости.
Усложненный выход:Сбавляйте газ для потери высоты и выполните мягкую посадку в стиле “Харриер” - сначала касание килём, затем основными стойками. Здесь важно не забыть чуть-чуть добавить газу сразу после касания киля чтобы смягчить “плюханье” на основные стойки.
Waterfall (Водопад) Очень зрелищная фигура - самолёт выполняет продолжающиеся “петли” (на самом деле модель вращается буквально вокруг фонаря!) с небольшой скоростью снижения.
Специальные настройки:Основной фактор - большой расход рулей. По высоте - по 40-450 вниз и вверх. Задняя центровка - тоже неплохо для Водопада.
Как выполнять:Начинайте относительно высоко. Перещёлкнитесь на максимальные расходы. На малом газу постепенно давайте высоту вверх (пока модель не встанет вертикально). В этот момент дайте высоту вниз полностью и втопите полный газ. Вам придётся непрерывно “качать” элероны и киль чтобы добится относительной устойчивости самолёта. Держите высоту полностью вниз на всём протяжении фигуры (зависит от вас и ваших нервов). Уменьшайте газ когда нос самолёта идёт вверх и давайте полный когда нос идёт вниз.
Основная сложность фигуры - это удержание на курсе элеронами и килём. Их действительно придётся “качать” туда-сюда, делая коррекции. Особенно внимательно отнеситесь к килю - если ошибётесь, то модель свалится в “штопор на ноже”.
Выход:Просто отпустите ручку высоты - модель сама перейдет в прямолинейный полёт. Но будет проявляться некоторая инерционность модели - поэтому тренируйтесь выходить из Водопада на большой высоте.
Для опытных пилотов - когда нос модели приближается к вертикали, отпустите ручку высоты и перейдите в Torque Roll.
Blender (Миксер)Бочки вертикально вниз с резким переходом в обратный плоский штопор.
Специальные настройки:Положительная экспонента 65 - 70%. Задняя центровка. Убедитесь, что крылья модели достаточно прочны - эта фигура подразумевает неслабую нагрузку на несущие плоскости (особенно при переходе от бочек к штопору). Как бы не было схлопывания.
Как выполнять:Начинайте примерно со 150-200 метров. В горизонтальном полёте плавно переведите модель в отвесное пикирование на малом газу, дайте крен влево полностью (всё на максимальных расходах). Сделайте 2-3 полные бочки и быстро перекиньте ручки в положение обратной штопорной бочки (влево элероны, вправо киль, вниз высоту) - всё одновременно. Если всё ОК, модель должна сразу же перейти из левых бочек в обратный плоский штопор с тем же направлением вращения. Теперь дайте полностью газку - модель ускорит вращение и уменьшит скорость снижения.
Выход:Просто отпустите элероны и киль и лишь придерживайте руль высоты немного вниз. Модель остановит вращение и начнёт набирать скорость в прямолинейном полёте. Когда скорость будет достаточно большой, полубочкой или полупетлей (да хоть как) перейдите в нормальный полёт. Не забудьте перещёлкнуться на обычные “зажатые” расходы - иначе запросто можно свалить самолёт - и выход в почву…
Torque Roll (Силовая бочка)Культовая фигура из арсенала 3D-флаеров. Самолёт висит на месте вертикально и выполняет бочки.
Специальные настройки:Большие расходы на руле высоты и киле. Задняя центровка. И ещё - правильно подключенный гироскоп переводит фигуру в разряд “детских”. Но всё равно очень зрелищно. Особенно если на малой высоте и близко к себе и зрителям (но не очень…)
Ось двигателя - вверх на 3 - 40 - как ни странно. Это не позволит модели сильно опускать нос в Torque Roll.
Движок помощнее и хороший карбюратор для приёмистости, эффективный обдув рубашки - режим во время фигуры пиковый - винт перегружен. Винт - диаметр побольше, шаг поменьше. Собственные наблюдения - для .40 - .46 движков - APC 11x4 или 12,25х3,75. Для .90 движков - 17х6 или 16х7
В капоте - большие окна для входа и выхода охлаждающего воздуха.
Как выполнять:Пролетайте пониже на малом газу и около себя переведите модель на вертикаль и немного добавьте газ. Теперь дайте влево элероны (немного) и “играйте” газом для вывешивания модели. Вводите коррекции рулём высоты и килём.
Основная сложность - быстро сообразить, в какую сторону дать киль, когда модель находится в положении “брюхом к вам”. Тут поможет такой приём - киль давайте в сторону опустившейся консоли.
Выход:Просто втопите газу.
ПослесловиеВ принципе 3D пилотаж не ограничен только каким-то определённым набором фигур - вы можете сами придумывать и выполнять что-то новое и сложное
Взято:
http://www.rcdesign.ru/ [rcdesign.ru]
Счастлив тот кто не врёт, кто придуманным живёт